Институт государственных жилищно-коммунальных инспекций возник в Украине в начале 2009-го. Государственная жилищно-коммунальная инспекция в Харьковской области работает уже более полугода. Фактически эта служба — своего рода «глаза и уши» министерства ЖКХ в больших и малых городах, селах и поселках, словом, там, где люди получают различные жилищно-коммунальные услуги и платят за них. — В Харьковской области работает порядка 500 коммунальных предприятий, которые оказывают населению услуги — от содержания домов до сферы погребения, — рассказывает начальник государственной жилищно-коммунальной инспекции в Харьковской области Азад Омаров. — В обязанности нашей инспекции входят как плановые, так и внеплановые проверки, которые мы проводим по жалобам потребителей. Главное, на что обращаем внимание — соответствие цены услуги ее качеству. Каждый вторник я провожу личный прием граждан по адресу площадь Свободы, 5, Госпром, 6 подъезд, 8 этаж, кабинет №50. На приём можно записаться по тел. 705-66-76. К нам также попадают и те жалобы, которые потребители передают на «горячую линию» Кабмина и министерства ЖКХ Украины. Иногда обращаются с проблемами и сами предприятия. Больше всего жалоб и нареканий поступает сегодня на качество отопления и горячего водоснабжения, а также — на протекающие кровли домов. — Тариф на услуги центрального отопления в Харькове довольно высок — настолько, что без субсидий или льгот многие семьи просто не справились бы с его оплатой. Между тем, судя по жалобам наших читателей, проживающих в районах области, у них тарифы на тепло выше харьковских порой в полтора-два раза! И это там, где уровень доходов населения, как известно, существенно ниже, чем в областном центре. Может ли ваша инспекция навести порядок в этом вопросе? — Действительно, размер тарифов на отопление — вопрос очень больной, особенно для жителей области. Сотрудники нашей инспекции постоянно выезжают в населенные пункты области, проверяя жалобы людей на непомерно завышенные тарифы. Вот, например, из поселка Кулиничи недавно сообщили, что в многоквартирных домах цена обогрева одного квадратного метра жилья составляет 15 грн. в месяц. После проведенной нами проверки было принято совместное решение с теплопоставляющей организацией о пересмотре действующего тарифа на оказание услуги централизованного отопления в этом населённом пункте. Однако бывают и другие ситуации. Например, когда поселковая котельная обслуживает всего 2 — 3 дома. Если изначально она создавалась еще и для обогрева каких-то местных предприятий, то теперь, когда производство практически не ведется, рентабельность котельной резко снижается. В результате вся финансовая нагрузка падает на плечи бытовых потребителей. В случае выявления таких фактов наша инспекция ведет переговоры с органами местного самоуправления о переходе на индивидуальное отопление. — Какие нарушения уже удалось выявить? — Сейчас во многих населенных пунктах создаются так называемые «дирекции единого заказчика», которые собирают платежи с населения, передают собранные средства коммунальным предприятиям (непосредственным исполнителям работ), а себе оставляют довольно-таки большой процент. Такое посредничество тоже повышает тариф. Фактически существование таких «служб единого заказчика» зависит от местных властей. Поэтому упразднить мы их не можем, но отслеживаем ситуацию и поднимаем вопрос о наведении порядка перед областными властями и нашим министерством. Выявлены факты, когда теплопоставляющие предприятия берут в аренду котельные, которые находятся в собственности территориальных громад, при этом арендные ставки для этих предприятий значительно завышены, что, в свою очередь, отражается на размере тарифов. Также встречаются ситуации, когда предприятия, имея колоссальные задолженности за потреблённые энергоносители, производят отчисления на благотворительные цели, оплату юридических услуг (имея при этом свою юридическую службу), что является нецелевым использованием денежных средств, полученных предприятием от населения за оказанные услуги. — Какие населенные пункты Харьковской области можно назвать «горячими точками», исходя из остроты имеющихся в них жилищно-коммунальных проблем? — В Изюме много жалоб на предоставление коммунальных услуг, такая же проблема в населенных пунктах Харьковского района. В Купянске люди жалуются на завышенные тарифы по водоснабжению и водоотведению. Особой проблемой в масштабах Харькова и области является содержание жилого фонда и качество его обслуживания. Еще одна проблема — ведомственные дома. После того, как предприятия, которым принадлежало это жилье, обанкротились, жильцы оказались наедине со своими проблемами. В частности, такая ситуация сложилась в селе Староверовка Нововодолажского района. Там, где процесс передачи таких домов на баланс местной громады затянулся, мы стараемся его ускорить. — Последний вопрос. В нашем государстве систему ЖКХ уже контролируют несколько инспекций и проверяющих органов. Не получится ли так, что ваша инспекция будет просто дублировать функции уже существующих? — Действительно, и КРУ, и налоговики, и инспекция по контролю за ценами и т. д. проверяют коммунальные предприятия. Но ведь они не являются специалистами в области жилищно-коммунального хозяйства. А мы можем профессионально оценить качество работы этих организаций, степень их эффективности. На основании предоставленной нами информации (а не по искаженным порой отчетам с мест), министерство жилищно-коммунального хозяйства может координировать работу этой важной для всех отрасли. А еще — мы, как профессионалы, можем направлять грамотные, проанализированные материалы в прокуратуру, на основании которых правоохранительные органы смогут выявлять те негативные явления, которые мешают жить и развиваться жилищно-коммунальному хозяйству Харьковщины. И если другие инспекции служат государству, то наша инспекция служит народу. На основании проведенных нами проверок населению регулярно производятся перерасчеты за неоказанные или оказанные не в полном объеме жилищно-коммунальные услуги. Также нами поднят вопрос перед департаментом жилищного хозяйства города Харькова об определении приоритета включения в план ремонтных работ на 2010 год тех домов, которые предложила наша инспекция на основании заявлений и жалоб населения.